Судно на воздушной подушке (ховеркрафт) – первое знакомство

Воздушная подушка

Воздушная подушка — аналог автомобильной камеры с постоянно подаваемым в её середину сжатым воздухом под высоким давлением. Сама "камера" располагается под грузом, создавая высокое воздушное давление под собой, и после наполнения пространства между подушкой и землёй достаточным количеством воздуха носимый ей груз начинает скользить на тонкой воздушной прослойке, которая может с легкостью перемещатся по неровностям поверхности. Существуют системы, способные перемещать грузы весом до 1000 тонн. Как правило, воздушная подушка создаётся вентилятором или компрессором. В теории грузоподъемность такой конструкции неограничена.

воздушная подушка

на схеме СВП выделена воздушная подушка

Суда на воздушной подушке

Возможно, вы уже где-нибудь видели ховеркрафты. Если не в живую, то, возможно в фильмах, например, «Разборка в Бронксе», «Умри, но не сейчас», «Заткнись и поцелуй меня». Вы могли видеть видеозаписи или фотографии Британского судна на воздушной подушке на территории Ирака.

Впечатляющих размеров ховеркрафты можно увидеть, например, в Колумбии, где их использует Береговая патрульная служба Великобритании. Специальных флот из ховеркрафтов был основан в 1960 году, и с тех пор имел на вооружении множество судов различных размеров и типов. В тёплое время года, на отдыхе заграницей ховеркрафты можно встретить в таких странах, как Канада, США, Австралия, Великобритания, Германия, Франция, Сингапур, Новая Зеландия и других. В Онтарио есть специальные туры на ховеркрафтах, а на озерах можно увидеть огромное количество небольших и очень шумных судов.

Что вообще такое Ховеркрафт или Судно на воздушной подушке (СВП), как принято называть его у нас? Каким транспортным средствам он сродни? СВП можно истолковывать по разному. Вкратце мы можем сказать, что Ховеркрафт – это транспортное средство, которое использует воздушную подушку, чтобы поднять себя над поверхностью и чаще всего использует воздушный поток для движения. Начиная с этого момента, у ховеркрафта появляются многие другие дополнительные вещи.

Существуют ховер - паллеты («парящие» паллеты), которые используются на складах, на замену обычным паллетам. Для их подъема требуется минимум усилий. Существуют примитивные ховер – баржи с плоской палубой, которые используются для доставки грузов через поля, озёра и другие типы поверхности, через которые другие транспортные средства груз перетаскивают или переталкивают. Есть также массивные ховеркрафты-паромы, на которых можно переправить сотни людей и машин. Наконец, существуют небольшие одно- и двухместные ховеркрафты, которые используются для гонок и спасательных операций. Тем не менее, от больших к маленьким, от одной сферы применения к другой, у всех ховеркрафтов есть типичные признаки, общие для данного вида транспорта.

Технически, под «ховеркрафтом» необходимо подразумевать судно на воздушной подушке. Это поможет нам понять, о чем идет речь. Фундаментальной для СВП является подушка воздуха, находящаяся где-то под днищем судна и поднимающая его над поверхностью. Подушка создается, как правило, одним или несколькими двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине. Замечу, что также иногда применяются дизельные моторы. Также разработаны дизайны СВП, где судно приводится в движение за счет движений человека. Двигатель вращает один или несколько вентиляторов (пропеллеров) для создания воздушного потока, который затем направляется под судно. Для того чтобы воздушная подушка была устойчивая, необходимо иметь преграду для воздуха, который выходит из-под днища. Таким образом мы получаем то, что называется «юбкой».

Юбка – это гибкое ограждение, которое свисает под судном, обычно по периметру корпуса. Юбка судна на воздушной подушке может быть изготовлена из разных видов материала, которые выбираются в зависимости от температурных особенностей, скоростных характеристик судна, либо характеристик трения на разных типах поверхности. Чаще всего материалом для изготовления юбки может быть резина, нейлон или другие виды ткани. Юбка может быть цельная, а также изготовленная из отдельных независимых сегментов, иногда называемых «пальцами». И цельная и сегментированная юбки бывают различных форм и размеров, но чаще всего формируют воздушный карман в виде пузыря, по размерам корпуса судна. Вне зависимости от материала и формы, основная цель – создание давления воздуха под ховеркрафтом.

Имея юбку с нагнетенным в неё воздухом, мы получаем судно, парящее над поверхностью. Далее нам необходимо заставить судно двигаться и научиться им управлять. Часто движение вперед можно получить, позволяя некоторой части воздуха, нагнетаемого под днище судна, быть направленным назад из-под днища. Как вариант, можно обзавестись вторым (третьим, четвертым) отдельным двигателем для создания тяги, позволяя первому двигателю работать только на создание давления под днищем судна. В конце концов, ховеркрафты двигаются в результате разделения воздушного потока на 2 части: меньший объем направляется вниз на создание подушки, больший – назад, на создания тяги. Для направления движения используются рули на пути воздушного потока, позволяя пилоту поворачивать вправо-влево, а иногда и кренить судно вперед-назад. Система рулевого управления похожа на авиационную, а вследствие того, что ховеркрафты по сути авиационного происхождения, водители, как правило, зовутся пилотами. У ховеркрафтов гораздо больше авиационных характеристик, нежели у лодок или машин.

Итак, что мы имеем… Во-первых, ховеркрафты каким-либо образом направляют воздух под днище судна. Этот воздух затем остается под днищем при помощи какого-то вида юбки, которая позволяет судну парить над поверхностью при помощи давления воздуха. Во-вторых, используется один из вышеперечисленных способов для движения вперед и управления судном.

Немного информации для заполнения пробелов… воздушная подушка – это фактически воздушный карман, динамично двигающийся. В отличие от неподвижного баллона с воздухом, часть воздуха постоянно выходит из-под нижних краёв юбки наружу через щель в несколько сантиметров. Таким образом, вентилятор должен постоянно работать для нагнетания дополнительного воздуха, который постоянно выходит. Основная цель при изготовлении ховеркрафта – это уменьшить потери воздуха, имея подушку сбалансированной формы и размеров, подходящей для любого вида поверхности. Особенно это важно для судов на воздушной подушке с одним двигателем: чем меньше воздуха тратится на подъем, тем больше его можно направить на движение вперед.



Facebook

Get the Facebook Likebox Slider Pro for WordPress